Окружение, создающее победителей
Мы с вами поговорили о вашем окружении, о тех людях кому вы доверяете. Давайте сейчас вернемся в ваше детство и посмотрим какое бы было у вас доверие к себе, если бы:
1. К вам относились так, будто у вас есть уникальный дар, заслуживающий любви и уважения?

К сожалению, если вы походите на большинство, то вас не только не считали особенным, но и быстро осуждали, если вам казалось иначе.

Порой родители поступают так из любви, желая оградить нас от разочарований и унижений, выпавших на их долю. Многие из них отправились в мир без союзников, с одним лишь смелым и хрупким ощущением своей особенности, и были в результате побиты. Возможно, они думали, что, занижая наши ожидания, подавляя желание в зародыше, помогут нам избежать этой боли.

Иногда мотивы бывают иными. Зависть. Ваши родители могли чувствовать, что не имели возможности прожить жизнь так, как хочется. Взглянем правде в глаза. Многие ли матери могли заниматься чем-то, кроме ведения хозяйства, воспитания детей и, возможно подработки для пополнения семейного бюджета? Многие ли отцы получали шанс открыть свои таланты и реализовать интересы? Большинству пришлось обеспечивать себя и свою семью с ранних лет? Представьте, что они чувствовали, когда у них появидись дети? Гордость. Восхищение. Надежду. Но затем вы начали расти … и требовать… И внезавно они увидели в вас то, что им пришлось подавить в себе: открытые и беззастенчивые желания, безудержное воображение, оригинальность, амбиции и гордость. Они выучились ценой больших внутренних потерь быть скромными, идти на жертвы и покоряться обстоятельствам – нередко ради вас, - и они говорили: «Я усвоил урок. И ты тоже его выучишь». Этот посыл мы улавливаем с раннего детства. И скорее поступимся своим предназначением, чем рискнем ранить или рассердить тех, чьей любовью живем.

Задумайтесь, что изменилось бы в вас и вашей жизни, если бы к вам относились иначе? Что бы было с вами сегодня?

2. Вам говорили, что вы можете делать все что хотите и быть кем хотите – все равно вас будут любить и восхищаться вами?

Речь сейчас не более чем о любви и уважении в действии. По -настоящему заботиться о чеьей-то одаренности – значит предоставить полную свободу в выборе ее выражения, а затем уважать и поддерживать этот выбор. Так укрепляется доверие себе еще сильнее.

Вы пришли из школы домой и сказали: «Я точно хочу стать кинозвездой», а ваш родители ответили с искренним воодушевлением: «Звучит здорово! Наверное, у тебя отлично получится!».

Вместо этого большинство из нас слышали что-то вроде: «Если бы кинозвездой было так просто стать, все сплошь были бы кинозвездами. Хватит витать в облаках, лучше подумай, какие оценки тебе нужны для поступления в университет».

Вот тогда наше поведение и планы начали подстраиваться под представления наших родителей о том, кем нам стать в жизни, - что доступно и правильно. Пусть даже это совершенно не отвечало тому, кем мы были на самом деле и кем хотели стать. И так подрывалось ваше доверие себе.

Также большое значение имел социальный уровень семьи, у сына литейщика, родившегося гениальным ученым, могут быть проблемы, также как у дочери юриста, мечтающей стать жокеем. Во многих семьях считают, что некоторые профессии выше или ниже их достоинства, что изначально ограничивает круг доступных возможностей.

Задумайтесь, какой была бы ваша жизнь, если бы в детстве вам с любовью говорили, что для вас открыт весь мир человеческих возможностей и выбор только за вами? Что было бы с вашим доверием себе? Что было бы с вами сегодня?

3. Вам оказывали помощь, одобряли в поисках интересного для вас занятия? Помогали понять, как это делать?

Очень важный момент. Не только оказать поддержку, но и объяснить, как это делать.

Родители использовали свои знания о мире и опыт, чтобы показать вам удивительные вещи, которые можно сделать и которые делают люди, похожие на вас. Родители бережно поддерживали ваш интерес, предоставляя самые различные ресурсы – книги, материалы, людей. Они помогали записаться в библиотеку, дарили микроскоп, прекрасный набор пастели, барабанную установку. Знакомили вас с учеными, преподавателями живописи, изобретателями или механиком – с теми, кто занимался чем-то созвучным вашим интересам, с удовольствием позволял вам наблюдать свою работу и обучал вас.

Во многих семьях так не поступали намеренно – из опасения давить на вас. У некоторых это было скрытой проверкой вашей целеустремленности: проявите ли вы достаточно воли и изобретательности, чтобы добиться своего. Но когда вам пять или восемь лет, как узнать, что есть пастельные мелки всех цветов радуги, если их никто не покажет? Когда вам десять, и вы восхищаетесь мастерством танцора, врача или плотника, кто-то должен рассказать, что они начинали, как и вы, лишь с интереса и любви. Таланты у нас врожденные. Но навыки мы приобретаем. И они не возьмутся сами собой, из воздуха, - мы должны получить от людей, которые этими умениями уже владеют.

Задумайтесь, как бы изменились вы и ваша жизнь, если бы вам помогли определить, чем хотите заниматься, а затем помогли научиться, как это сделать? Кем бы вы могли быть сегодня?

4. Поддерживали ли в вас стремление следовать всем вашим способностям и интересам, даже если они менялись каждый день?

То есть, когда в семь лет вы говорили: «Мама, я хочу стать кинозвездой», - мама отвечала: «Знаешь, у тебя может неплохо получиться». Давала вам свою помаду, тени и тушь для ресниц, брала видеокамеру, снимала фильм с вами, учила вас и вашу подругу, как обращаться с камерой. А через пару дней или пару месяцев, когда вы заявляли: «Больше не хочу быть актрисой. Хочу стать пожарным и спасать людей», - она отвечала: «Хорошая идея. Хочешь сходить в депо, посмотреть на машины?»

Ключевое слово – исследование. Детство – прекрасное время для того, чтобы опробовать миллиарды возможностей. Таланты и интересы детей нужно воспринимать очень серьезно, но не следует ожидать, что семилетний ребенок выберет себе профессию на всю жизнь.

Как могла бы измениться ваша жизнь и вы сами, если бы вам помогли следовать всем способностям и интересам?

5. Вам разрешали жаловаться, когда становилось тяжело, сочувствовали, а не уговаривали все бросить?

Этот вопрос можно разделить на две части:

Вам разрешали жаловаться, когда становилось тяжело?

В таком случае вы могли прийти и сказать: «Это слишком трудно. Я не могу. Не буду. Я провалюсь. Я не знаю как. На меня кричали. Я ненавижу это. Я передумал. Я больше никогда ничего не буду делать». И вас слушали. Не впадали в истерику и не говорили: «Я так и знала! Она не может! Этого я и боялась!». На вас не злились и не требовали: «Прекрати! Возьми себя в руки!». Вас действительно слушали, и вы ощущали заботу и понимали, что сомнение, страх и разочарование – обычные, допустимые чувства, в которых нет ничего постыдного или ужасного.

Вам сочувствовали, а не уговаривали все бросить?

На самом деле нам необходимо услышать: «Да, жуть. Действительно тяжело. Помню свою школу, это было чудовищно». А когда мы минут пятнадцать постонем и поизливаем душу, нам станет легче: «Ну что, все? Давай, теперь соберись. Пора попытаться еще разок. Да, это действительно трудно. Но ты можешь это сделать».

Как вы думаете, изменилась бы ваша жизнь при наличии такой нежной, но твердой поддержки?

6. Выручали ли вас, когда вы не могли с чем-то справиться – и без упреков?

Этот вопрос тоже состоит из двух частей:

Выручали ли вас? Если вы попадали в беду и звали маму и папу, помогали ли они вам? Большинство ответит «да».

… и без упреков? Вот это вряд ли. Кто не нахлобучку, которую задали родители, вытащив за шкирку из опасной ситуации, когда мы рискнули влезть по беспечности или из авантюризма? Главным образом их гнев был вызван тревогой и болью, родители хотели уберечь нас от неприятного, но при этом бесценного опыта совершения ошибок. Попытаться сделать что-то и натворить ошибок – сложный урок, который выучивают самостоятельно. Все, что могут учитель или родители, - указать на это. Гнев и упреки, которые обрушиваются на человека, уже извлекшего опыт из совершенной ошибки, только бьют по достоинству и желанию пробовать снова. Но как же редко нам говорили: «Ошибки не означают, что ты плох. На ошибках учатся».

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вам говорили именно это?

7. В вашем окружении были победители, которые радовались вашим успехам?

Кто-то в вашей семье добился в жизни того, что хотел? Не упустил свой шанс, получив его? Радовался, когда вы побеждали? Такие люди не испытывали смешанных чувств. Они ликовали: «Потрясающе! Еще один на борту! Среди нас одни таланты!».

Мы живем в обществе, где людям было невероятно сложно добиваться желаемого, сложно даже поверить, что это возможно и что на это у всех есть право. Растившие нас в большинстве своем не имели ни такой возможности, ни поддержки. Они не добились того, что хотели, и обвиняли в этом либо обстоятельства, либо самих себя. Иначе говоря, их чувства по отношению к нашему успеху были противоречивы. Они боялись за нас, если мы все же решимся попробовать, так как не могли помочь. Но одновременно и завидовали, и ощущали одиночество, если нам удавалось вступить в мир победителей.

Вот это свойство совершенной семьи – ключ ко всему остальному. Среда, порождающая победителей, почти всегда состоит из победителей.

Это не обязательно знаменитости, важные персоны или сверхуспешные люди. Это довольные и любознательные люди, открытые и энергичные, они глядят на жизнь с уверенностью и с уважением относятся к самим себе. Они не только позволяют вам самостоятельно исследовать мир, но и поощряют ваш интерес и необычный подход.

Люди, которые с удовольствием погружаются в свое дело, - лучший образец для подражания. Их дети воочию могут наблюдать, как реально делается дело: никакого волшебства, а потихоньку, шаг за шагом, будь то игра на пианино или сооружение книжных полок. Такие родители находят время на увлечение своих детей и способствуют тому, чтобы любимое занятие приносило им удовлетворение. Они знают, как получить нужные сведения и материалы, как овладеть необходимыми навыками, потому что сами прошли этот путь. Люди, которые предпринимали попытки, терпели неудачи, но не впали в уныние, а пробовали другой способ и в конце концов одержали успех, помогут детям преодолевать уныние и учиться на своих ошибках.

Представьте, что вы выросли в семье победителей – людей, которые достигли в жизни желаемого, знали как помочь вам добиться того, что вы хотите, и которые радовались, когда вам это удавалось. Как вы думаете, чтобы изменилось в вас и в вашей жизни? Где бы вы были сегодня?

Упражнение 2

Представьте, что вы выросли в такой семье. Кем бы вы были? Чем, по вашему мнению, вы бы занимались сейчас?

Подумайте и запишите в тетрадь.

Уверена, вы бы проявили себя потрясающе. Вы все еще хотите этим заниматься? Или великим множеством других прекрасных вещей?

Вы все еще можете! Не важно сколько вам лет, прошлые и нынешние обстоятельства: вы все еще можете делать что угодно, иметь что хотите и быть кем угодно!