Я иногда бываю сурова. Но без этого за год мы бы никуда не уехали. Мне нравится, что Лиза – девочка, которая готова думать. Я вижу в ней потенциал, и если ей это не показать, не встряхнуть эту привычную жертвенную массу, смысл что-то начинать? Часто взываю к осознанности, разуму. Через это настраивается контакт.
Меня раздражало поначалу, когда Лиза начинала говорить, что все вокруг виноваты. Позиция жертвы в детском доме у всех поголовно – считают, что им все должны принести на блюдечке с золотой каемочкой. Но Лиза не успела этим сильно пропитаться. Кто там долго – идет серьезная деформация личности: что вы мне привезли, что вы мне подарите?
Наставник должен быть осознанным. Где-то сюсюкаться, где-то погладить, а где-то потрясти, как грушу, чтобы осознанность появилась в глазах.
Наставник должен быть экологичным. Чтобы ребенок, оставшись один, смог как минимум быть самостоятельной цельной личностью. Еще лучше – самому стать наставником. Это уже высшая цель, когда ребенок хочет сам быть примером.